На главную страницуНаписать письмоКарта сайта

А.А. Ледовских, руководитель Федерального агентства по недропользованию В.В. Соколов, кандидат экономических наук, юрист PricewaterhouseCoopers CIS Law Offices B.V. А.В. Ильин, юрист, Адвокатское бюро А.В. Овлащенко, кандидат юридических наук, магистр менеджмента, лектор Балтийской международной академии (г. Рига)






А.А. ЛЕДОВСКИХ,
руководитель Федерального агентства по недропользованию



Государственная система лицензирования пользования недрами впервые введена в действие в 1992 г. с принятием Закона Российской Федерации «О недрах» и Положения о порядке лицензирования пользования недрами1.

Следует отметить, что Положение о порядке лицензирования пользования недрами было разработано при отсутствии какого-либо отечественного опыта в области лицензирования, но до настоящего времени, а прошло уже 14 лет, ни разу не корректировалось. В то же время в Закон Российской Федерации «О недрах», регламентирующий только вопросы лицензирования концептуального характера, периодически вносятся поправки, хотя с некоторым отставанием и не по всем проблемам, выявляемым в процессе практической работы. В результате, содержание Положения во многом противоречит последней редакции Закона Российской Федерации «О недрах», да и сам Закон нуждается в существенной доработке.

Тем не менее в настоящее время в регулировании лицензирования пользования недрами данные законодательные акты являются базовыми документами, которыми Федеральное агентство по недропользованию руководствуется в своей деятельности2.

В настоящее время разработан и проходит процедуру согласования Административный регламент Федерального агентства по недропользованию об исполнении государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами.

Согласно действующему российскому законодательству право пользования недрами в целях разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых по совмещенной лицензии может предоставляться на конкурсной и аукционной основе, исключая питьевые подземные воды и месторождения, открытые за счет средств недропользователей.

Федеральное агентство по недропользованию отдает предпочтение аукционной форме предоставления в пользование участков недр как наиболее прозрачной процедуре выбора претендентов.


Рис. 1. Динамика проведения аукционов на право пользования участками недр

Рис. 1. Динамика проведения аукционов на право пользования участками недр

Рис. 2. Суммарные разовые платежи по аукционам, млрд руб. (по состоянию на 1 октября 2006 г.)

Рис. 2. Суммарные разовые платежи по аукционам, млрд руб. (по состоянию на 1 октября 2006 г.)

Рис. 3. Общее число аукционов по угле- водородному сырью, проведенных в 2006 г. (по состоянию на 1 окт. 2006 г.)

Рис. 3. Общее число аукционов по углеводородному сырью, проведенных в 2006 г. (по состоянию на 1 октября 2006 г.)

Рис. 4. Распределение аукционов по видам твердых полезных ископаемых (по состоянию на 1 октября 2006 г.)

Рис. 4. Распределение аукционов по видам твердых полезных ископаемых (по состоянию на 1 октября 2006 г.)

Рис. 5. Предоставление участков и запа- сов (ресурсов) из нераспределенного фонда недр победителям аукционов, проведенных в 2006 г. (по состоянию на 1 октября 2006 г.)

Рис. 5. Предоставление участков и запасов (ресурсов) из нераспределенного фонда недр победителям аукционов, проведенных в 2006 г. (по состоянию на 1 октября 2006 г.)

Рис. 6. Заявители на участие в аукционах на углеводородное сырье

Рис. 6. Заявители на участие в аукционах на углеводородное сырье

Всего за 9 месяцев 2006 г. проведено 549 аукци- онов. В целом за 2006 г. ожидается небольшое превышение показате- лей 2005 г., но это будет тот максимальный уро- вень, который, по на- шему мнению, сохра- нится на протяжении ближайших лет (рис. 1).

Суммарные разовые платежи от проведен- ных аукционов соста- вили 40,5 млрд руб. При этом предложенные недропользователями разовые платежи прак- тически в 6 раз превы- сили стартовые плате- жи (рис. 2).

Основную долю дохо- дов от проведенных аукционов составили разовые платежи по участкам недр с запаса- ми и ресурсами угле- водородов, что под- тверждает сохранение повышенного спроса на эти участки недр.

При этом в 2006 г. зна- чительно сократилась доля несостоявшихся аукционов по углево- дородам и составляет 24,5 % против 41,6 % в 2005 г. Наибольшим спросом у недрополь- зователей пользуются участки недр, располо- женные на территории Сибирского федераль- ного округа, где не сос- тоялось всего 2 аукцио- на (рис. 3).

По твердым полезным ископаемым ситуация несколько хуже. Здесь доля несостоявшихся аукционов составляет около 43 % и сохра- няется на уровне 2005 г. (рис. 4).

В целом по всем видам полезных ископаемых, включая углеводоро- ды, основной причиной несостоявшихся аукци- онов, по нашему мне- нию, является низкая привлекательность этих участков недр по сле- дующим причинам:

• небольшие по разме- рам разведанные запа- сы,

• отсутствие промыш- ленной инфраструкту- ры,

• отдаленность от тран- спортных коммуникаций

• возможность выбора более интересных уча- стков недр в условиях роста количества аук- ционов.

Так, например, по угле- водородам в резуль- тате состоявшихся аук- ционов компаниям пере- дано в пользование 32 участка недр, суммар- ные запасы по которым — 87,4 млн т условного топлива, что составляет в среднем 2,7 млн т условного топлива на один участок (рис. 5).

Снизилась предложен- ная компаниями цена за 1 т запасов нефти: она составляет в среднем 144 руб. против 312 руб. в 2005 г.

Результаты анализа пос- тупивших заявок на уча- стие в аукционах по уг- леводородам свиде- тельствуют, что наи- большую долю состав- ляют участки недр, на которые поступило от 3 до 5 заявок, — 47 уча- стков, или 31 % про- веденных аукционов (рис. 6).

Пока остается высокой доля участков недр (до 23 %), на которые поступило 2 заявки. Практика показывает, что часть заявителей после допуска к учас- тию в аукционе отка- зывается от уплаты задатка по собственной инициативе и, соответ- ственно, не может при- нимать участия в под- ведении итогов аукцио- на. В результате аук- цион становится несос- тоявшимся при одном участнике.

Постоянное совершен- ствование процедуры проведения аукционов, повышение требований к аукционной документации, к порядку и условиям их проведения, доступности и прозрачности для потенциальных недропользователей позволили Федеральному агентству по недропользованию повысить качество аукционов и сократить количество претензий (рис. 7).


Рис.7. Судебные споры по вопросам, связанным с аукционами

Рис.7. Судебные споры по вопросам, связанным с аукционами

Об этом свидетельствует тот факт, что на 1 октября 2006 г. в судебные инстанции по вопросам проведенных аукционов в текущем году поступило пока 7 исковых заявлений против 19 в 2005 г. По 4 искам решение принято в пользу Федерального агентства по недропользованию, остальные находятся в стадии рассмотрения.

Это подтверждает сравнительно высокую прозрачность аукционов и отсутствие в большинстве случаев обоснованных претензий к процедуре проведенных аукционов.

Да и другого быть не может, поскольку сам механизм выявления победителя аукциона на прозрачной основе в некоторой степени определен самим законодательством и обеспечивается не только Федеральным агентством по недропользованию, но и самими участниками аукциона.

Процедура проведения аукциона на право пользования недрами состоит из следующих этапов:

1) публикация в бюллетене «Недропользование в России» перечня участков недр, планируемых к выставлению на аукцион (Роснедра);

2) публикация в бюллетене «Недропользование в России» и в печатном издании на территории субъекта Российской Федерации объявления о проведении аукциона на право пользования недрами с указанием условий и порядка его проведения (Роснедра, территориальные органы);

3) прием заявок на участие в аукционе в установленные сроки (территориальный орган);

4) анализ заявочных материалов и принятие решений о допуске к участию в аукционе (рабочая группа, руководитель территориального органа);

5) уплата в установленный срок задатков допущенными заявителями (заявитель);

6) проведение аукциона (определение победителя по наибольшей сумме предложенной цены) (аукционная комиссия, аукционист);

7) утверждение решения аукционной комиссии (руководитель Роснедра или территориального органа).

Очевидно, что необоснованные претензии к решениям Федерального агентства по недропользованию могут появиться только в части анализа заявочных материалов (пункт 4). К сожалению, этот вопрос законодательством не урегулирован, но Федеральное агентство по недропользованию всегда стремится к объективному принятию решений.

Так, для примера, на участки недр по углеводородному сырью, выставленные в текущем году на аукцион, поступило более 650 заявок, из них отклонено только 20 заявок, или 3 % от всех поступивших заявок, в том числе 2 заявки со 100-процентным участием китайских инвесторов. Основная причина отклонения заявок — отсутствие элементарных доказательств о наличии финансовых средств заявителей.

К сожалению, на практике Федеральное агентство по недропользованию выявляет отдельные нарушения процедуры проведения аукционов в некоторых субъектах Российской Федерации, частично обусловленные недостаточной квалификацией соответствующих специалистов в этом направлении. Федеральное агентство по недропользованию принимает соответствующие меры по исправлению ситуации.

Однако есть и объективные, не зависящие от Федерального агентства по недропользованию причины, в определенной степени оказывающие негативное влияние на обеспечение функционирования эффективной системы лицензирования пользования недрами:

• пробелы в законодательстве по вопросам проведения аукционов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации;

• отсутствие в законодательстве конкретных критериев отказа в допуске к участию в аукционе (конкурсе);

• несовершенство процедуры предварительного согласования землеотводов под участки недр для лицензирования, особенно на территориях родовых угодий;

• отсутствие утвержденных методик расчетов стартового разового платежа для проведения аукционов (конкурсов);

• недостаточная численность работников Федерального агентства по недропользованию и его территориальных органов.

В последние годы активно обсуждается важность морских акваторий в решении проблем наращивания и воспроизводства сырьевой базы углеводородов для удовлетворения потребностей ТЭК страны. По приоритетности морским акваториям сегодня принадлежит третье место в России, после Восточной и Западной Сибири. И это правильно. Тем не менее проблему наращивания сырьевой базы углеводородов на шельфах морей только за счет средств федерального бюджета в нынешних условиях никогда не решить. Необходимо привлекать средства недропользователей.

Однако действующее в настоящее время законодательство не предусматривает возможности предоставления в пользование участков недр на аукционной или конкурсной основе в целях поисков, разведки и добычи углеводородов. В результате работа по лицензированию участков недр морских акваторий заморожена. Необходимы оперативные меры по внесению соответствующих поправок в действующее законодательство.

Согласно статье 14 Закона Российской Федерации «О недрах» отказ в приеме заявок на участие в аукционе может последовать в случаях:

•  предоставления заявки с нарушением установленных требований;

•  предоставления заявителем умышленно неверных сведений;

• непредставления и невозможности представления заявителем до- казательств того, что он обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

Отсутствие конкретизации предъявляемых к недропользователям требований, прежде всего в части доказательств обладания необходимыми финансовыми средствами, является зачастую основанием возникновения необоснованных споров со стороны заявителей. Кроме того, действующим законодательством не регламентированы вопросы ограничения участия в аукционах иностранных инвесторов.

В последнее время большие проблемы возникают с получением от органов управления земельными ресурсами либо собственников земли предварительного согласия на отвод земельных участков в целях недропользования, без которого проведение аукционов становится невозможным.

Иногда выдвигаются необоснованные условия для предоставления земельных участков, расположенных в пределах проживания коренных народов (например, ХМАО). Есть и другие проблемы.

Федеральное агентство по недропользованию намерено и впредь совершенствовать аукционную систему лицензирования пользования недрами и надеется на поддержку Министерства природных ресурсов по вопросам, входящим в его компетенцию.

____________________
1 Утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1.
2 Сборник типовых документов по порядку и условиям проведения аукционов, утвержденный Федеральным агентством по недропользованию.

 

 

.PDF-версия

 

 

 

Новости www.lawtek.ru

[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]

Адрес редакции: 115054 Москва, ул.Зацепа, 23, офис 11
Тел.: +7 (495) 235-25-49, 235-47-88 | e-mail: info@oilgaslaw.ru

© ООО "Нефть, Газ и Право", 2004
© Design by E.Vaitkiene