На главную страницуНаписать письмоКарта сайта

Синюгин В.Ю., заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России" Пепеляев С.Г., управляющий партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Клубничкин Михаил Константинович, партнер PricewaterhouseCoopers Черных В.Д., заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре







В конце октября премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление правительства о создании единой гидро-ОГК. В результате этой реформы примерно половина гидроэнергетического комплекса страны окажется в рамках единой компании, которая по установленной мощности будет одной из самых крупных среди формирующихся ОГК. О том, что будет представ-лять собой новая компания, RBC daily рассказал член правления РАО "ЕЭС России", управляющий директор Бизнес-единицы "Гидрогенерация" Вячес-лав Юрьевич Синюгин. По его мнению, главная цель формирования единой гидро-ОГК - создание механизма эффективного управления гидрогенерирую-щими активами, находящимися в государственной собственности, а также дальнейшее освоение гидропотенциала нашей страны.

- Идея создания единой гидро-ОГК публично была озвучена в начале лета на заседании у вице-премьера Александра Жукова. Не прошло и полугода, и премьер Михаил Фрадков подписывает постановление Правительства РФ о создании компании. В чем секрет такой оперативности?

- Никакого секрета нет, идея сама по себе обсуждалась еще до того, как в сентябре 2003 г. было подписано постановление правительства, опреде-ляющее конфигурацию оптовых генерирующих компаний. При этом сама мысль объединить в единую компанию существующие гидроэлектростан-ции, находящиеся под контролем государства, возникла еще в 2001 г. на эта-пе подготовки законов о реформе электроэнергетики. В 2003 г. была принята "Энергетическая стратегия России до 2020 г.", в которой поставлена доста-точно амбициозная цель в отношении использования и развития возобнов-ляемых источников энергии (в частности, ввод до 2020 г. новых гидрогене-рирующих мощностей на 11,2 тыс. МВт). С учетом этих документов, а также той модели рынка электроэнергии, которая начала работать, произошел возврат к идее создания единой гидро-ОГК. В процессе детального изучения выяснилось, что создание такой компании не несет угрозы рынку со стороны ограничения конкуренции, а напротив, создает ряд конкурентных преиму-ществ. Только после проведенных расчетов идея создания гидро-ОГК была публично озвучена. Таким образом, говорить о том, что кому-то внезапно упало яблоко на голову, и он принял спонтанное решение о создании гидро-ОГК, - нельзя.

- Насколько решение о создание единой гидро-ОГК было продиктовано желанием ряда частных структур включить ГЭС в сферу собственных интересов, построить свои собственные мини гидро-ОГК?

- Этот факт не использовался как аргумент в пользу необходимости создания единой гидро-ОГК, но в процессе дискуссии у ряда чиновников возникала гипотеза о том, что собирание ГЭС в единую компанию под управлением государства позволит эти активы наилучшим образом защитить от недруже-ственных поглощений.

- Что из себя будет представлять единая гидрокомпания?

- В настоящее время установленная мощность всех ГЭС в России составляет 44 тыс. МВт, из них половину (22 тыс. МВт) планируется включить в единую гидро-ОГК. По установленной мощности гидро-ОГК будет являться одной из самых крупных компаний в энергетическом секторе России. Однако к финан-совым показателям деятельности это пока не относится - по традиции, тарифы на гидроэнергию у нас значительно ниже, чем на энергию, вырабаты-ваемую тепловыми и атомными станциями, а значит, и объем выручки у ГЭС значительно меньше.

- Насколько вероятно, что в будущем единая компания будет разделена?

- Я не вижу причин для такого разделения. Представители антимонопольных органов изучали проект единой гидро-ОГК очень детально, но не нашли никаких противопоказаний для создания подобной компании. Возможно, что после того, как гидро-ОГК станет работать на рынке, будет поднят вопрос об изучении степени влияния компании на рынок. В любом случае, это - ком-петенция государственных органов власти.

- Какова миссия гидро-ОГК?

- С точки зрения стратегического планирования миссия будет закреплена в документах, которые примет совет директоров РАО "ЕЭС России" в первом полугодии 2005 г. Со своей стороны, я могу предположить, что достаточно важным является создание механизма эффективного развития того гидро-комплекса, который уже существует в России. Нужно понимать, что в стране формируется конкурентный энергетический рынок, и у государства должны быть рычаги влияния на ситуацию на этом рынке, особенно в переходный период.

И одним из таких рычагов будет являться гидро-ОГК. Важно сделать все воз-можное, чтобы после вхождения на рынок этот рычаг внезапно не рассы-пался. Скажем, мы рассчитываем, что у нас есть резервы для покрытия пиковых нагрузок в энергосистеме (ГЭС выполняют именно эту функцию). В действительности может случиться так, что этих резервов не существует. Поэтому первая цель - это модернизация и ремонт существующих мощнос-тей. Вторая - формирование механизма не только простого воспроизводства, но и расширения использования возобновляемых источников энергии. В России в целом освоено около 20 % гидроресурсов, причем, чем дальше на восток страны, тем меньше степень их освоения (Европейская часть России - 48,2 %, Сибирь - 24,8, Дальний Восток - 3,3%). Для сравнения, в некоторых развитых странах этот показатель близок к 100 % (например, в Норвегии). Некоторые страны строят свою энергостратегию только на во-зобновляемых источниках, а невозобновляемые источники (нефть, газ) пред-почитают сохранять для будущих поколений или экспортировать. Создание единой гидро-ОГК, с моей точки зрения, способно создать механизм, поддер-живающий развитие гидроэнергетики под государственным контролем, обеспечивая ее воспроизводство и развитие. Наконец, одной из ключевых функций гидро-ОГК станет обеспечение безопасности и надежности работы энергосистемы страны в целом, поскольку оборудование ГЭС наилучшим образом приспособлено для покрытия пиковых нагрузок.

- Из Ваших слов следует, что гидро-ОГК будет находиться под полным контролем государства?

- Что касается вопроса собственности, то в законе "Об электроэнергетике" особо отмечается, что в процессе реформирования электроэнергетики круп-ные ГЭС должны остаться под преобладающим контролем государства.

- Но, надеюсь, не сложится такой ситуации, что гидро-ОГК станет на 100 % государственной, а миноритарные акционеры конкретных ГЭС будут "выкинуты"?

- Я думаю, нет. Изначально гидро-ОГК будет создаваться как 100 %-ная "дочка" РАО "ЕЭС", как и все другие ОГК. В дальнейшем, исходя из общей логики преобразований в отрасли, в гидро-ОГК доля государства должна составить не менее 52%, а остальные акции будут принадлежать миноритар-ным акционерам.

- Вячеслав Юрьевич, Вы назвали одной из задач создания единой гидро-ОГК воспроизводство и развитие существующего гидрокомплекса страны. Но как это возможно при сущест-вующих тарифах на электроэнергию, производимую ГЭС?

- Вы совершенно правы, из ничего ничего не образуется. В настоящее время тарифы в основном покрывают только текущие потребности ГЭС - обеспе-чивают зарплату персонала и необходимый ремонт оборудования. В рамках существующей системы тарифообразования в гидроэнергетике сложно рассчитывать на воспроизводство и развитие отрасли. Тут необходимо при-нять стратегическое государственное решение о расширении использования возобновляемых источников энергии, а значит, необходимо включать в та-риф амортизацию (на рыночную стоимость активов) и инвестиционную составляющую, чтобы обеспечить дальнейшее развитие.

Не так давно мне довелось посетить крупнейший гидроэнергетический узел, который в настоящее время строится в Китае, - "Три ущелья". Установленная мощность только одной из станций, которая сейчас постепенно вводится в эксплуатацию, будет больше, чем мощность всей нашей гидро-ОГК - 24 тыс. МВт. Как Вы думаете, по какой цене эта строящаяся станция продает энергию сетевой компании?

- Шесть центов?

- По три цента! В дальнейшем сетевая компания продает энергию потребите-лям с надбавкой, зависящей от провинции и категории потребителей. Такой тариф позволяет окупить затраты на строительство и эксплуатацию станции. И что, наверное, Вас еще больше поразит, - это структура финансирования огромного инфраструктурного проекта, который, кроме всего прочего, вы-полняет функции не только обеспечения снабжения энергией, но и обеспече-ния безопасности судоходства, а также учитывает экологические факторы. Львиная доля инвестиций обеспечивается бюджетом, кредитами, которые выдаются банками по поручению государства, и облигациями, гарантирован-ными китайским Минфином. Для китайских гидроэнергетиков, работающих в таких условиях, остается загадкой, как можно развивать гидроэнергетику в ситуации, когда кое-где в России встречается тариф 1,2 цента за кВт·час.

- Поэтому китайский вариант Вам нравится все больше и боль-ше?

- Мы давно изучаем передовой зарубежный опыт использования гидро-ресурсов. Анализировали ситуацию в Бразилии, Канаде, США, Норвегии, Китае и т. д., - везде есть свои наработки. Что же касается китайского примера, то он, в частности, показывает, что достаточно высокие (на нашем фоне), экономически обоснованные тарифы на электроэнергию не являются преградой для роста ВВП и поступательного развития экономики страны. У каждой страны, безусловно, своя ситуация, свои условия, которые невоз-можно в точности воссоздать у нас. Необходимо определить, чья практика является лучшей, перенять все рациональное и ценное, внедрить и попы-таться максимально использовать это в российской гидроэнергетике.

.PDF-версия

 

 

 

Новости www.lawtek.ru

[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]

Адрес редакции: 115054 Москва, ул.Зацепа, 23, офис 11
Тел.: +7 (495) 235-25-49, 235-47-88 | e-mail: info@oilgaslaw.ru

© ООО "Нефть, Газ и Право", 2004
© Design by E.Vaitkiene