На главную страницуНаписать письмоКарта сайта

Д.М.Щекин, партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Уильям Р.Спигельбергер, советник, практика решения споров "Уайт энд Кейс" А.А.Конопляник, заместитель Генерального секретаря Секретариата Энергетической Хартии В.В.Тутыхин, председатель президиума коллегии адвокатов "Джон Тайнер и партнеры", член-корреспондент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка





А.В. ШАРОНОВ, заместитель министра экономического развития и торговли РФ



В настоящее время в соответствии с решением, принятым на заседании Правительства Российской Федерации 8 июля 2004 г. ведется разработка программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005–2008 гг.) и плана действий по ее реализации.

Проект программы и плана действий разработан с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 г. и определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на 2005–2008 гг., обеспечивающие достижение стратегических целей развития страны.

Сегодня в российской экономике отрасли, доминирующие в структуре производства (ТЭК, металлургия, АПК), утрачивают свой динамизм и не смогут расти в долгосрочной перспективе темпами выше 5%. Отрасли, которые могут развиваться темпами выше 7% (пищевая, химия, лесная, строительные материалы, часть машиностроения и высокотехнологичные отрасли промышленности, а также строительство и связь), занимают в структуре экономики менее одной трети. Пока доля этой динамичной группы отраслей не станет доминирующей, роль топливно-энергетического комплекса в развитии российской экономики является одной из ключевых.

По нашему прогнозу в 2005–2008 гг. вследствие продолжения влияния ряда факторов планируется значительное замедление темпов роста добычи и производства первичных топливно-энергетических ресурсов. К таким факторам следует отнести недостаточную развитость инфраструктуры трубопроводного транспорта углеводородного сырья, а также ее значительную изношенность, сокращение прироста разведанных запасов и изменения их структуры, неразвитость производств новых видов продукции (в частности, производство сжиженного газа).

Добыча и производство первичных энергоресурсов в 2005 г. прогнозируется на уровне 105% к 2003 г., а в 2007 г. — 108% к уровню 2003 г.

При этом необходимо отметить, что в частности, в нефтяной отрасли, ввиду сложившегося уровня мировых цен на нефть и соответствующей стратегией нефтяных компаний, показатели добычи нефти существенно превышают параметры, заданные Энергетической стратегией Российской Федерации до 2020 г.

Одновременно ухудшается структура разведанных запасов. Так, к 2010 г. доля высокопродуктивных запасов в общем их объеме может снизиться до 30%.

На сегодняшний день идет сокращение объемов эксплуатационного и разве- дочного бурения, увеличение фонда неработающих скважин, значительные потери при добыче, транспортировке, переработке и использовании про- дукции ТЭК.

Вместе с тем в 2005–2008 гг. прогнозируется увеличение объемов работ по геологическому изучению недр Российской Федерации, выполняемых для государственных нужд за счет средств федерального бюджета. Необходимость увеличения обусловлена исчерпанием поискового задела (объектов, подготовленных для постановки разведочных работ и получения приростов разведанных запасов полезных ископаемых).

По нашим прогнозам на период до 2008 г. планируется незначительный рост нефтепереработки, обусловленный отсутствием стимулов к увеличению глубины переработки, умеренным ростом внутреннего спроса и ограничен- ными возможностями экспорта нефтепродуктов ввиду их низкого качества. К 2008 г. глубина переработки нефтяного сырья увеличиться, по нашим оценкам, до 73,6% (при 70,3% в 2003 г.).

Необходимо отметить, что по экспертным оценкам, при сегодняшних ценах на нефть увеличение глубины переработки на 12,5% обеспечивает экономию до 30 млн т нефти. При этом прирост капитальных вложений для производства 1 т нефтепродуктов в 3,5 раза меньше, чем при добыче необходимого дополнительного количества нефти.

Так же необходимо отметить, что для обеспечения дальнейшего роста добычи необходимо развивать систему трубопроводного транспорта для экспорта углеводородного сырья.

Устойчивая потребность европейского рынка в энергоресурсах и усиление экологических ограничений по экспорту (через Балтийское море и «проливы»), а также ставка энергетической политики ЕС на диверсификацию источников поставок нефти и газа могут привести к стагнации российского экспорта в этом направлении, что в значительной степени повышает значимость и необходимость диверсификации рынков сбыта и номенклатуры поставляемой продукции.

Пассивность развития новых производств ТЭК, в частности, производств по сжиженному газу, может привести к потере Россией крупных рынков сбыта данного вида продукции (США, Европа).

В части развития транспортной инфраструктуры приоритетными проектами в настоящее время являются расширение Балтийской трубопроводной системы (БТС), создание нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (направление Тайшет — Находка, с возможным ответвлением в Китай).

Стратегическими направлениями решения вышеперечисленных задач в рас- сматриваемой перспективе являются:

! реализация перспективных трубопроводных проектов;

! стимулирование инвестиций в разработку месторождений и раз- витие транспортной инфраструктуры;

! формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия);

! стимулирование конкуренции путем совершенствования ценового (тарифного), налогового и таможенного регулирования;

! создание и развитие механизмов государственного контроля нерегулируемых энергетических рынков;

! модернизация и реконструкция действующих нефтеперерабаты- вающих заводов, развитие производства сжиженного газа и уве- личение объемов его экспорта, а также продуктов нефтехимии.

Согласно базовому варианту развития отрасли объем добычи (до 500 млн т) будет обеспечиваться за счет продолжения эксплуатации уже разрабатывае- мых месторождений и ввода отдельных новых из уже открытых место- рождений, в частности, в Томской области и в Ханты-Мансийском автономном округе. Для развития экспортной инфраструктуры планируется завершение проекта по расширению трубопроводных мощностей БТС с 50 млн т до 60 млн т в 2005–2006 гг. В целом за 2005–2015 гг., по предварительным расчетам, объем инвестиций в добычу нефти и развитие нефтепроводов может составить 128 млрд долл.

Также предусматривается:

1) начало реализации трубопроводного проекта «Восточная Си- бирь — Тихий океан», пропускной способностью до 80 млн т нефти в год, со строительством на начальном этапе (2006–2008 гг.) участка нефтепровода Тайшет — Сковордино и нефтеперегрузочного комплекса в Находке, с привлечением на данном этапе ресурсов западносибирской нефти. Поставки нефти в страны АТР могут достигнуть к 2012 г. 50 млн т.

2) начало строительства нефтепровода из Западной Сибири на по- бережье Баренцева моря (в район Мурманска или порт Индига), с объемами транспортировки 50–80 млн т нефти в год. Это позволит сформировать новый экспортный канал на европейский рынок и рынок США, снизить риски экспортных поставок нефти, осуще- ствляемых в настоящее время через турецкие проливы, а также осуществить замещение экспорта нефти железнодорожным и дру- гими видами транспорта.

Главным направлением развития нефтепереработки остается реконструкция и модернизация НПЗ с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов, производству катализаторов и сырья для нефтехимии.

Второй целевой вариант развития отрасли планируется со значительным ростом добычи нефти (до 530 млн т) за счет увеличения ассигнований на геологоразведку и интенсивную разработку месторождений, в том числе Тимано-Печорского бассейна и ресурсов Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия).

В части газового сектора необходимо отметить следующие. Характерным для сырьевой базы газовой промышленности является ее высокая концентрация в уникальных и крупных по запасам месторождениях. Так, в 16 место- рождениях (Уренгойское, Северо-Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Бованенковское, Харасовейское, Новопортовское, Вынгапуровское, Комсомольское, Ен-Яхинское, Медвежье, Юбилейное, Ямсовейское, Оренбургское, Астраханское и Штокмановское) сосредоточено более 90% запасов ОАО «Газпром» и 50% общего объема разведанных запасов газа России.

Кроме того, умеренный рост добычи газа связан с большой выработан- ностью основных месторождений газа (Уренгойское — на 75%, Ямбурское — на 60, Медвежье — на 85%) и затягиванием реформирования газовой отрасли, когда независимые производители газа ограничены со стороны ОАО «Газпром» в доступе к Единой системе газоснабжения.

Доля независимых производителей газа в настоящее время составляет около 14%. Вместе с тем повышение уровня оптовых цен на газ в 2005–2008 гг. будет способствовать увеличению предложения на внутреннем рынке со стороны независимых производителей.

Основными рынками сбыта газа для России останутся Западная и Цен- тральная Европа, где российский газ занимает доминирующее положение. Перспективным могут стать и рынки в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Азии, включая такие страны, как Китай, Корея, Япония. США могут стать долгосрочным рынком сбыта сжиженного природного газа.

При этом будет продолжаться тенденция увеличения экспорта газа темпами, опережающими темпы его добычи. Кроме того, в 2008 г. увеличение экспорта будет обеспечиваться в большей степени за счет увеличения экспорта газа в ближнее зарубежье (за счет поставок газа на Украину) с привлечением ресурсов среднеазиатского газа.

Согласно базовому варианту программа развития не предусматривает реа- лизацию новых масштабных инвестиционных проектов. Рост добычи газа (до 690 млрд куб.м) во многом обеспечивается независимыми производителями и повышением интенсивности разработки действующих месторождений.

По второму целевому варианту рост добычи газа до 740–765 млрд куб. м в 2015 г. обеспечивается реализацией ряда новых масштабных проектов: освоение Ковыктинского месторождения (начало добычи газа с 2007–2008 гг.) в рамках программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения; на условиях СРП — Штокмановского месторождения (начало добычи газа с 2010 г.), со строительством завода по производству сжиженного природного газа. Начинается также освоение газовых месторождений полуострова Ямал с добычей газа после 2015 г.

В целом еще раз хочу отметить, что согласно программе, при общем объеме промышленного производства в 2015 г. к 2004 г. возрастет в 1,52–1,81 раза, а в ТЭКе только в 1,11–1,17 раза, доля экспорта ТЭК в общем объеме экспорта уменьшится с 56,5% в 2004 г. до 53,3% в 2008 г. и до 43% в 2015 г., при этом доля нефтегазового сектора (включая нефте- и газопроводный транспорт) в ВВП сократится с 27% в 2004 г. до 24% в 2008 г. и до 20% в 2015 г., а в инвестициях с 20% в 2003 г. до 14,7% в 2015 г.

_______________
* Доклад на Третьем Всероссийском энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке», состоявшемся в Москве 21-25 марта 2005 г.

.PDF-версия

 

 

 

Новости www.lawtek.ru

[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]

Адрес редакции: 115054 Москва, ул.Зацепа, 23, офис 11
Тел.: +7 (495) 235-25-49, 235-47-88 | e-mail: info@oilgaslaw.ru

© ООО "Нефть, Газ и Право", 2004
© Design by E.Vaitkiene